Анализ стихотворения «До свидания, мальчики…» Б.Ш. Окуджава; 10 класс

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

Булат Окуджава.

1958 год.

— Каковы ваши первые впечатления после прочтения стихотворения?

— Какие картины возникли при чтении?

— Какому периоду истории России посвящено данное стихотворение? (Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года)

— Какова тема этого стихотворения? ( Тема войны).

— Сформулируйте основную мысль стихотворения. ( По мнению поэта, война не только отнимала, но и учила пониманию, терпению и любви. Эта мысль наиболее точно отражена в стихотворении «До свидания, мальчики».)

— Почему жанр этого лирического произведения можно определить как стихотворение – плач? Докажите. (Стихи, написанные слезами – протест войне. Напоминают плач. Этому способствуют частые обращения и повторы: «мальчики, мальчики», «девочки, девочки»; эмоциональность (первое предложение с обращением заканчивается восклицательным знаком – надрыв, крик души при расставании, второе – точкой, — смирение с происходящим), певучесть стиха.)

— Рассмотрите структуру стихотворения. На какие части его можно разделить? (Оно делится на две части: первая – это обращение к мальчикам, вторая – обращение к девочкам.)

— Обратимся к первой части. Почему свое стихотворение автор начинает с обращения к войне? Какое языковое средство здесь используется? (Здесь используется олицетворение – излюбленный художественный приём поэта — война как нечто живое, поэтому автор начинает с обращения к ней и дает ей человеческую характеристику: «подлая».)

— Найдите в этой части контекстуальные антонимы? Как вы думаете, почему автор не употребляет синонимы? (Поэту не нужны синонимы, ведь на войну ушли совсем молодые ребята, которые недавно играли во дворах Арбата, школьные друзья – приятели автора. Вместе с ними и он ушел на фронт. Очень ясно понимается, что дети и война – вещи не совместимые, поэтому слова «мальчики» и «солдаты» воспринимаются в стихотворении как контекстуальные антонимы.)

Какие ещё используются здесь языковые средства? Какова их роль в стихотворении? (Появляется метонимия «вы будьте высокими», то есть бесстрашными, сильными. Автор использует здесь слово «высокими» так как хочет подчеркнуть красоту юности. Молодости не столько нужна физическая сила, сколько красота — сила эстетическая, со временем она (красота) угаснет и ей на смену придет сила. Стих, построенный на антитезах: смерть – красота, война – детство, — приобретает душещипательное звучание.)

— Какая авторская мысль звучит в обращении к мальчикам? (вместе с ненавистью — и осознание неизбежного, смирение перед происходящим.)

Что представляет собой вторая часть стихотворения? (Вторая часть – это разговор с девочками, которые, сменив белые платьица на шинели, ушли на фронт вслед за мальчиками.)

— Какие языковые средства использует здесь автор? (Ряд контекстуальных антонимов пополняется: «свадьба» — «разлука», «белые платья» — «сапоги, зеленые крылья погон» , — строится новая антитеза: девочка, красота непорочная, любовь… и война. Метафора «зеленые крылья погон» подчеркивает неопределенность будущей судьбы девочек: как птицы улетят они в неизвестные края, что будет с ними там?)

— Как вы думаете, почему автор ставит многоточие и не делает напутствие девочкам, как мальчикам? ( Напутствия своим девочкам поэт не делает. Он только спорит с теми «злыми языками», которые говорят, что, мол, война – не женское дело и что они идут «войной наугад». И он ставит многоточие. Провожая на войну девочек, у Окуджавы нет слов. Он только просит их вернуться живыми.)

— Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни? ( Лирический герой  выражает чувства автора, передает его основную мысль.)

— Определите эмоциональную окраску выраженных в стихотворении чувств.  (Стихотворение «До свиданья, мальчики» наполнено горечью и болью. Поэт прощается с мальчиками, еле сдерживая слезы. Но, прощаясь, он дает им напутствие. А следом тональность меняется. И за этими чеканными строками опять звучит искренне и нежно самая большая просьба поэта, которую, к сожалению, выполнят не все ребята, ушедшие на фронт:

… постарайтесь вернуться назад.

Все нежное, гармоничное приносится в жертву войне, поэтому с особым замиранием сердца читаются последние строчки, в которых автор провожает девочек на войну. Ни один читающий не может остаться равнодушным к стихотворению «До свидания, мальчики».)

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngna_ekzamen.doc 34.5 КБ

Текст стихотворения:

Пока Земля еще вертится,

пока еще ярок свет,

Господи, дай же ты каждому,

чего у него нет:

мудрому дай голову,

трусливому дай коня,

дай счастливому денег…

И не забудь про меня.

Пока Земля еще вертится —

Господи, твоя власть!—

дай рвущемуся к власти

навластвоваться всласть,

дай передышку щедрому,

хоть до исхода дня.

Каину дай раскаяние…

И не забудь про меня.

Я знаю: ты все умеешь,

я верую в мудрость твою,

как верит солдат убитый,

что он проживает в раю,

как верит каждое ухо

тихим речам твоим,

как веруем и мы сами,

не ведая, что творим!

Господи мой Боже,

зеленоглазый мой!

Пока Земля еще вертится,

и это ей странно самой,

пока ей еще хватает

времени и огня,

дай же ты всем понемногу…

И не забудь про меня.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий