Икона Божией Матери “Взыскание погибших”: история, значение и в чем помогает

Иконография образа

На иконе Богородица представлена сидящей. Божественный Младенец стоит на Её коленях. Он обнимает Пречистую за шею, прикасается левой щекой к Её Лицу. Руки Божией Матери кольцом держат Младенца, пальцы обеих рук сцеплены.

Но это классическое описание образа не всегда подходит ко всем иконам с таким названием, существует несколько вариантов написания такой иконы. Богородица может быть изображена как с покрытой, так и с непокрытой головой. Руки могут быть и не сцеплены.

ris-7.jpg
Рис. 7. Иногда в композицию иконы включаются дополнительные элементы: пейзаж или изображения святых.

Чудеса, являемые через святой образ

ris-3.jpg
Рис. 3. Первым известным чудом, совершенным перед иконой, стало исцеление воеводы Кадышева в 1666 году.

По преданию, во время явления этой иконы раненному саратовскому воеводе Кадышеву, он был чудесным образом исцелен. Воевода уже был готов умереть, как вдруг увидел в Волге икону, он встал на ноги, ощутив себя полностью здоровым.

Через 200 лет после этого события, потомок исцеленного воеводы Кадышева организовывает в селе Раковка женскую обитель, сама став её настоятельницей. Главной святыней монастыря становится та самая фамильная икона Богородицы «Взыскание погибших». По молитвам перед иконой происходит множество чудес. После исцеления сына, по молитвам перед этим ликом, граф Шереметьев заказывает золоченый киот с драгоценными камнями.

В середине XVIII века образ стал особенно почитаться благодаря одному чудесносному событию. Крестьянин Фёдор Обухов был добропорядочным христианином. Как-то раз на праздник Крещения Господня, он возвращался домой. Поднялась сильная вьюга, крестьянин не видел дороги, лошадь не могла идти, он почувствовал, что засыпает, а это означало верную гибель. Фёдор стал горячо молиться Богу и Его Пречистой Матери, давая обет, что если он останется в живых, то закажет для своего храма список иконы «Взыскание погибших».

Чудом, его сани оказались рядом с крестьянской избой. Человек, который там жил вдруг слышит женский голос, повелевающий ему: «Возьми!». Крестьянин выходит из избы и находит занесенного снегом Обухова. Фёдор исполняет свое обещание и заказывает написание списка у иконописца Гурова. Гуров же просит за свою работу неподьемную для Обухова сумму. Когда Фёдор уже собирался уходить, вдруг иконописец слепнет. Осознав, что это Божие наказание за его жадность, он соглашается написать икону за любые деньги. И тут же зрение возвращается к нему!

Обухов, как и обещал, жертвует икону в храм. Список также становится чудотворным, по молитвам перед ним стали совершаться настоящие чудеса. Народ потянулся к святыне, на пожертвования выстроили большой храм.

В 1971 году в Серпухове люди умирали от холеры. Казалось нет от неё спасения, врачи опустили руки. Тогда жители решили обратиться к Господу и попросили, чтобы в город принесли икону «Взыскание погибших» для всеобщей молитвы. Как только образ был внесён в город, страшная болезнь отступила.

Много чудес произошло от другого образа «Взыскания погибших», который находился в Рождественском храме в Полашевском переулке в Москве. Во время войны 1812 года храм был разграблен врагами и образ очень пострадал, он был расколот на 3 части. И даже в таком виде по молитвам перед ней совершалось много чудес. Потом храм был восстановлен и образ там пробыл ещё до 1934 года, пока его не закрыли советские власти. И тут Богородица сама выбирает место, где должна пребывать Её святая икона. В храм, который решили отвезти её служители, она не пожелала поехать, повозка не могла сдвинуться с места. Когда же они решили подвезти её в храм Воскресения Словущего на Малой Бронной, повозка сразу поехала.

Икона, находящаяся в Раевском монастыре чудесным образом меняла свой цвет. По словам насельниц, её цвет зависел от тех событий, которые предвещало это изменение. Если события были грустные, то она темнела, а если она начинала светиться изнутри – это было предвестие радостных событий.

ris-4-1.jpg
Рис. 4. Чудотворная икона, написанная по благословению блаженной Матроны Московской находится в храме её родного села Себино.

Ещё одна чудотворная икона находится в Псковском монастыре. По преданию, этот образ был написан по благословению Матроны Московской. Однажды Матрона рассказала своей матери, что к ним в церковь «просится Богородица», нужно написать икону «Взыскание погибших». В деревнях объявили сбор средств на написание этой иконы. Каждый давал столько, сколько мог, никто не желел для такого благого дела своих средств, кроме двух братьев, которые ради смеха положили в корзину для сбора средств один рубль, а другой копейку. Когда собранные деньги передали Матроне, она вернула эти две деньги и сказала, что они «портят ей все пожертвования».

Далее нашли мастера, который будет писать икону, перед началом работы Матрона увиделась с ним и спросила, сможет ли он написать икону. Он ответил, что для него это обычное дело. Она посоветовала ему исповедоваться и причаститься перед этим. Он все сделал как сказала Матрона и приступил к работе. Но икона почему-то никак не могла у него написаться. Он пошёл и рассказал все Матроне. Она же ему сказала, что он забыл Покаяться в одном грехе. После того, как он действительно покаялся, то смог написать икону.  И сейчас этот образ хранится в храме её родного села Себино, много чудес происходит по молитвам перед ним.

Рис. 5. На собранные деньги написали также ещё одну такую икону, которая впоследствии стала пребывать в Свято-Успенском мужском монастыре в Тульской области.
Рис. 6. Чудотворная икона «Взыскание погибших» есть и в Елоховском соборе Москвы.

Самарский чудотворный образ

Образ «Взыскание погибших» из Поволжья и Самарского края известен с 19 в., благодаря очерку, составленному по письмам монахини Анатолии. Более 20 лет она постоянно наблюдала за чудесами, происходившими возле иконы.

Rakovskuyu-obitel.jpgСначала икона хранилась в семье Кадышевых, куда попала чудесным образом, явившись на Волге. Нашедший ее воевода был исцелен от болезни. Его жена, став вдовой, решила уйти в монастырь. В Раковскую обитель она взяла и чудесный образ. Во время молебна перед иконой получил выздоровление сын известного графа. Слухи дошли до Митрополита Филарета. Он пожертвовал иконе богатый серебряный оклад.

Сама икона небольшого размера (32 на 24 см), написана на доске, платье Богоматери красное, покров и хитон Младенца Христа отделаны золотом. Рукописи говорят, что образ мог изменять свой внешний вид. Обычно темный, перед каким-нибудь радостным событием лик Богоматери светлел, черты его становились хорошо различимы. Случались случаи мироточения, которые также письменно зафиксированы.

После закрытия монастыря, икона перешла в кафедральный собор Самары, где пребывает по сей день. Каждый вторник перед ней поется акафист, образ проносят во время ежедневного крестного хода вокруг города.

Значение образа

Название иконы Богородицы говорит само за себя. Божия Матерь принимает молитвы искренне молящихся и помогает в самых безвыходных ситуациях.

Не нужно думать, что «погибший» означает умершего человека. Нет. Здесь, под словом «погибший» понимается человек отчаявшийся, переступивший черту гибели телесной или духовной. То есть человек, смертельно больной или потерявший контроль над собой и своими поступками.

Пресвятая Дева всегда готова «взыскать», то есть попросить у Бога спасения для человека, искренне просящего у Неё помощи и заступничества.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий