Текст и расшифровка молитвы Отче наш, разбор и сколько раз ее читать

Прошение 4: «Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь»

Хлеб насущный – все потребное для жизни, и вкушение благ, подаваемых в Царстве Божием, дабы получить их уже здесь и сейчас. Бог ничего не отнимает у людей, не запрещает иметь все потребное, даже богатство, если оно праведно нажито. Он, как Отец, печется только о нашей пользе:

Примечание: Просьба «Даждь нам днесь» означает: на каждый день, и Духовную пищу, подаваемую в период временной жизни. Все полезное человеку – Бог благословляет. Его Любовь дает сверх потребного, а не лишает (как некоторые считают в заблуждении).

Обращение: Отче наш

Иисус Христос сделал открытие, предложив неведанное до селя обращение: Отче наш. Ни как к отстраненному субъекту, а как к Тому, кто дает только благо, никого не наказывая. До этого в Ветхозаветной религии в Нем видели:

Люди не думали, что относиться к Всемогущему можно, как Отцу всех: находящихся на верном пути и заблуждающихся; верующих в Бога и отвергающих; добрых и злых. Человечество, как знающее, так и враждующее против Него, является Его чадами, имеющими один корень. Человек пользуются свободой: чтить Отца Небесного, либо жить по собственному разумению.

Примером любви Божией ко всем может служить следующий эпизод. Когда Моисей с народом, перейдя Черное море, увидел потопление фараонова войска, то несказанно обрадовался. За это Бог укорил праведника: «Чему ты так веселишься, когда Я скорблю: ведь погибшие – тоже мои дети!»

Примечание: Бог, как Отец, вразумляет и спасает чад своих, которые к Нему обращаются, открывая «болезни». Он врачует, как лучший целитель, наши души, дабы имели жизнь вечную, а не смерть.

Отче наш иже еси на небеси — что это значит?

Каждому православному русскому слово «еси» знакомо по молитве Отче наш, которой Иисус Христос некогда научил апостолов — поэтому ее еще называют Молитва Господня. Молитва начинается с обращения «Отче наш, иже еси на небесех» (иногда ошибочно говорят «иже еси на небеси» вместо «на небесех»).

Старинное местоимение «иже» означает «который», то есть дословно эта строчка переводится на современный русский так: «Отец наш, который находится на небе».

Русская православная церковь в вечерних и утренних молитвах используется следующий текст молитвы Господней (в современной орфографии):

В евангелиях от Матфея и от Луки приводится немного различный текст молитвы.

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Евангелие от Матфея. 6:9-13

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Евангелие от Луки. 11:2-4

Прошение 3 : «да бу́дет во́ля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́»

Такими словами молящийся выражает доверие промыслу Божию. Как ребенок вверяет себя мудрому, любящему родителю. Наша ограниченность и удаление от Всеведующего Бога часто вводят в заблуждение. Мы просим как полезное, так и пагубное. Поэтому необходимо уповать не на собственные хотения, а на волю, обладающего высшей и непостижимой Премудростью. Ведь Отец Небесный проявляет заботу, зная о нас все. Мы же совершаем поступки, не видя их последствий.

Примечание: Когда от всей души говорим: «Да будет воля Божия», находясь в скорби или болея, обязательно обретаем душевный мир и спокойствие. Часто за такое смирение Господь избавляет от всех неурядиц, исцеляет от недугов.

Значение и толкование

Обращаясь с молитвой к Богу, следует предварительно настроиться: отложить повседневные заботы, не спешить, не отвлекаться. Вспомнить слова святителя Димитрия Ростовского о великой силе молитвы, о том, что она выше законов природы, ее сила защищает не только от зла и недругов, но и от руки самого Создателя, поднятой, чтобы покарать грешника. Будьте искренни и честны перед Богом. Очень важно понимать суть произносимого, а не просто бездумно твердить заученное когда-то.

16766_fbd13032a01c9581d9c4e2b0d5066f10_9746.jpg

В молитве «Отче наш» специалисты выделяют такие составляющие ее части:

  • обращение;
  • 7 просьб;
  • заключение (прославление).

Отче наш

Вседержитель, даруя верующим молитву, дал право людям считать его Отцом. Это не знак родственных отношений и не уверения в том, что мы Божьи творения (в этом случае использовалось бы обращение «Создатель»). Это знак его любви к нам, заботы, стремления сделать своих детей лучше.

Как и земной отец, он поможет, поддержит, не бросит. Господь отпустил все грехи людям, оставившим и оскорбившим его, и назвал их своими детьми. А раз так, то все живущие на земле – братья и сестры, которые должны относиться к окружающим соответственно.

Обращаясь к господней помощи для себя, молящийся произносит не «Отче мой», а «Отче наш». Так Создатель велит молиться за весь человеческий род, за всех ближних и дальних, и только потом за себя. Так он уравнивает людей, низлагает гордость, ревность, вражду.

dcb9c5b00a1727b0b9c693ec47dee316ec441732c725ea3e7d6d7ae246bafb1a.jpg

Сущий на небесах

По поводу напоминания о пребывании Бога на небе есть много разных толкований. Всем и так известно, где наш Спаситель. В своей мольбе мы всегда поднимаем глаза вверх. Зачем же упоминать об этом в молитве к нему? Хотел ли Господь напомнить о своем величии и нашей «приземленности» и ничтожности. Это вряд ли.

По мнению митрополита Вениамина (Федченкова), слово «небесный» указывает на «надмирность» Бога, о чистоте и святости Спасителя, а еще о требовании к людям стремиться приблизиться к нему в этом.

Да святится имя твое

В первой произнесенной просьбе слова «святится» употребляются в смысле «прославится». Богу не нужно, чтобы постоянно твердили о его святости. Он свят и совершенен! Это его дети просят научить жить так, чтобы их дела и поступки славили его. Чтобы вызывали гордость у Отца небесного.

Да приидет царствие твое

Во второй просьбе св. Феофан Затворник видит объяснение в ожидании молящегося наступления Царства небесного. Оно должно наступить после свершения Страшного суда. Человек, который молит о нем, должен быть уверен, что станет в нем пребывать.

Другой исследователь видит в словах верующего не желание каких-либо земных благ, а искреннее стремление приблизиться к Отцу Небесному. Совесть и добрая душа молящегося уже свободны от всего земного. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что Царство Божие – внутри человека. Если такое ощущение пришло к христианину, то, став истинно счастливым, он искренне желает, чтобы Царство открылось во всех людях.

Да будет воля твоя

Третья просьба внешне кажется очень простым: «На все воля Божья». Произнося от души такие слова, верующий демонстрирует бесконечную веру в Заступника. И при земной жизни Иисуса Христа, и после его вознесения на небо люди просили Бога о каких-то земных благах. Получая отказ, мы выражаем недовольство, негодуем. Но стоит задуматься: а то, о чем мы молимся сегодня, – оно божеское?  Это прошение к Господу о вразумлении человека научиться различать свои желания, помочь в этом трудном деле. И бесконечно доверяя Создателю, мы говорим: «Мы хотим желать того же, чего желаешь ты».

Хлеб наш насущный

Все, без чего не проживет человек, что требуется ему ежедневно: еда, кров, здоровье – это и есть насущный хлеб. Но сюда причисляются не только физические потребности. Духовной пищи, Божьего слова и научения верующий просит в первую очередь. В своей мольбе он хочет не просто хлеба, но хлеба «насущного». Расшифровка данного слова, как «полезного, достаточного, нелишнего», объясняет скромность материальной просьбы.

И остави нам долги

В пятой просьбе речь идет о человеческих грехах. Господь повелевает людям отпускать грехи всем своим обидчикам. Простив их, мы уничтожим в себе злопамятство, враждебность, агрессивность. В этих словах присутствует пояснение: за такую нелегкую душевную работу над собой Бог нас наградит, мы тоже будем прощены им.

И не введи нас во искушение

Шестое прошение – просьба уберечь верующего от грехопадения, укрепить его дух и дать возможность справиться с соблазнами. Человек слаб. Бог всесилен. Обращение к Спасителю за поддержкой от земных искушений и от лживых учений – это стремление молящегося быть чище душой.

Но избави нас от лукаваго

Первая просьба молитвы была о Боге-Отце, последняя – о спасении от лукавого. В нашем обычае понимать под этим словом – дьявола, бесов, которые ведут непримиримую борьбу за каждую душу. Но в переводе с греческого оно означает общее «зло». Значит, мы просим Бога уберечь нашу душу, пока мы живы, и сохранить ее, когда наступит конец земной жизни.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки

Заключительная часть от Матфея не всегда звучит в молитве. Однако эти слова присутствуют в Евангелие и они, воздавая Богу почитание, подводят итог всех предыдущих прошений.

Господи, ты беспокоишься о нас в своем Царстве, а мы, твои дети, на тебя надеемся и находимся в твоей власти.

Господи, ты всесилен. Тебе повинуется все земное, и даже преисподняя. Мы слабы и надеемся на твою защиту.

Господи, все твои дела творятся во имя твоей славы. И мы тоже желаем этого и стремимся ее усилить. Ты во всем и всегда!

Толкование Иоанна Златоуста

Величайший христианский богослов – Иоанн Златоуст, живший в IV веке, – автор многих исследовательских трудов. В его работе «Беседы на Евангелие от Матфея» приводится толкование Господней молитвы. Разбор каждого Божьего слова богослов делает бережно, обдуманно и объясняет глубокий смысл молитвы языком, доступным каждому человеку.

Святитель начинает с того, что Бог, назвавшись Отцом всем людям, «ободрил» молящихся и воодушевил «достоинством и величием своих благодеяний». Все в глазах Господа стали равны. Далее он учит, что, молясь за весь человеческий род, верующий подавляет свою гордость и зависть, ставит свои выгоды на второе место, заботясь прежде о братьях и сестрах по вере. И, наконец, зовет отвлечься от всего земного, мысленно воспарив в небеса.

Иоанн Златоуст, разбирая каждое слово молитвы, оставленной Господом, показывает своим слушателям ее глубокий смысл:

  1. Дети Божьи должны заботиться о добром имени Отца, славя его своими поступками и мыслями.
  2. Желая прихода Небесного Царствия, верующие показывают свою «добрую совесть» и чистую душу.
  3. В ожидании прекрасного будущего на небе, молящиеся в земной жизни полностью покорны воле Господа.
  4. Моля Бога о «хлебе насущном», его дети не просят многого, а только то, без чего не смогут существовать на земле сегодня. Богослов подчеркивает, что, доверяя Отцу полностью, истинный христианин не просит ничего на завтра, не копит богатств, всегда готов покинуть землю по воле Господа.
  5. Прощение грехов своим обидчикам учит молящихся смирению, «кротости и человеколюбию». За это верующий будет прощен в своих грехах самим Богом.
  6. Ведя непрестанную борьбу с лукавым (дьяволом) за каждую душу, Отец указывает своим детям на то, что в эту борьбу вовлечены все. Тем, чья очередь не подошла, следует жить спокойно и честно, не выявляя «тщеславия» и жажды подвигов, другим – набраться мужества и бороться со злом.

Заключительные слова молитвы Иоанн Златоуст толкует так: в Царстве Божием власть, сила и слава полностью принадлежат Господу. Нет никого и ничего на свете, способного соперничать с Богом. А потому нам, его детям, находясь под его защитой, «не стоит никого бояться».

Специалисты считают, что славословие появилось в тексте молитвы позже. Но когда? Иоанн Златоуст жил в IV веке, в своем толковании молитвы объясняет и заключительные слова. Стало быть, если текст и дописывался, то в очень древние времена.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий