Покаяние в прегрешения своих: когда следует читать псалом 37

Псалом 87

Авторы этого псалма — сыновья Кореевы, левиты, служением которых было исполнение псалмов и духовных гимнов при Иерусалимском храме. Святые отцы видят в 87 псалме пророчество о страданиях Христа, а в звучащей в нём молитве человека, которому угрожает скорая смерть, — прообраз Гефсиманской молитвы.

Привменéн — «причислен, приравнен».

Свобóдь — «свободный, отпущенный, оставленный».

Я́звеннии — «изъязвлённые, умершие от ран».

Ктому́ — «впредь, больше».

Сень — «тень».

Прéдан — в оригинале псалма: «заключён под стражу».

Нищета — «бедствие, нужда».

Едá — «разве».

Врáчеве — в древнееврейском тексте refaim — духи мёртвых в древних иудейских представлениях. Слово происходит от rafa’ — «слабый», а не от rofe’ — «врач», как ошибочно предлагает церковнославянский текст.

Воскреся́т — воскреснут.

Исповéдятся — «прославят». Исповедати — «открыто признавать, объявлять, воздавать славу, хвалить».

Повéсть — то же, что исповесть (см. выше). Едá повéсть кто во грóбе ми́лость Твою — «Разве прославит кто в могиле милость Твою?»

У́тро (и у́тро моли́тва мóя предвари́т Тя), а также зау́тро — «утром, с утра».

Вску́ю — «зачем».

Отрéеши — «отвергаешь».

Вознéс же ся = вознéсся же: «превознёсся».

Гнéви — в церковнославянском языке у слова гнев «гнев, ярость» существовало множественное число.

Страстéй — «страданий».

Псалом 142

В самом конце шестопсалмия звучит молитва царя Давида о помощи, которую он написал во время предательства собственного сына. В нём звучат слова покаяния и смирения. Святитель Афанасий Великий советует молиться словами этого псалма в самых трудных обстоятельствах жизни. Как образец покаяния псалом также читается в дни Великого поста — на Великом повечерии.

Внуши́ — «вонми, выслушай».

В тéмных (посади́л мя есть в тéмных, я́ко мéртвыя вéка) — «в потёмках». Царь и псалмопевец Давид вынужден был скрываться от своего сына в пещерах, куда не проникал солнечный свет — таких же, в каких по иудейскому обычаю погребали умерших.

Век — мир в значении «территория, пространство».

Уны́ — «уныл».

Поучи́хся (поучи́хся во всех дéлех Твóих) — «размышлял».

Исчезé — «оскудел».

Ров — «яма, темница, могила».

Зáутра — «с утра».

Слышану сотвори мне заутра милость Твою — в древнееврейском: «Дай мне услышать утром о милости Твоей».

Вóньже (в оный же) — «в который».

Взях (я́ко к Тебé взях ду́шу мóю) — «вознёс».

Изми́ — «изыми, избавь».

Зéмлю прáву — «землю праведную (справедливую, исполненную правды)».

Живи́ши — «сбережёшь, спасёшь, ободришь, даруешь новую жизнь».

Потреби́ши — «уничтожишь».

Вся стужáющыя души́ мóей — «всех притесняющих душу мою».

Псалом 102

Кроме шестопсалмия этот псалом входит в состав литургии — её первого антифона. Ангелы и люди в нём вместе славят Бога, а Церковь приглашает и нас присоединиться к ним.

Вну́тренняя — «утроба».

Воздая́ние — в зависимости от контекста, «вознаграждение» или «возмездие». Свт. Афанасий даёт следующее толкование на эти строки: «За великие грехи, содеянные нами, воздал Он нам благостию, милостию, щедротами. И этого не должны мы забывать».

О́рля — «орлиная». Псалмопевец для описания юности взял образ орла, который со стороны кажется вечно молодой сильной птицей, не знающей старости и болезней.

Судьба́ (творя́й ми́лостыни Госпóдь, и судьбу́ всем оби́димым) — «суд».

Сказá — «сказал, указал».

Нижé — «даже не».

Ели́ко — «как, насколько, сколько».

Ущéдри — «помиловал, пожалел».

Познá, помяну — «познал», «помянул».

Цвет сéльный — «цветок полевой».

Оцветéт — «отцветёт».

Ктому́ — «впредь, больше».

Я (и пóмнящих зáповеди Егó твори́ти я) — «их». Личное же местоимение я в церковнославянском языке будет звучать «аз».

Притча Нафана

В одном городе жили богач и бедняк. У последнего всего имущества было – одна овечка, которую безмерно любил: кормил, ухаживал, лелеял. У богача были огромные стада разных животных. Когда понадобилось приготовить угощение, он отнял овечку у бедняка, а своих не тронул. И Нафан спрашивает: Царь, что, по-твоему, он заслуживает?

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий